Поиск по сайту

Новая система обращения с отходами

По данным статистики каждый год в России образуется около 70 миллионов тонн твердых коммунальных отходов, из которых примерно 60 миллионов тонн направляется на захоронение. В результате на свалках уже скопилось более 31 миллиарда тонн неутилизированных бытовых и 70 миллиардов тонн промышленных отходов, количество которых ежегодно увеличивается. Также растет число несанкционированных свалок.


Отходы, которые можно было бы пустить в оборот по второму, третьему разу практически не перерабатываются, а просто захораниваются, нанося тем самым большой вред экологии.


Что касается Ставрополья, то в крае официально образуется до 1,2 миллиона тонн мусора. Кстати, в этом объеме не учтен мусор, который жители вывозили самостоятельно и тот, который вывозился недобросовестными мусоровывозящими компаниями на несанкционированные свалки, в овраги, лесополосы и т.д.


По большому счету проблема обращения с отходами уже начала выходить из-под контроля. Поэтому на государственном уровне были определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления, направленные на предотвращение вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.


С 2014 года в ряд федеральных законов стали вноситься существенные изменения, в том числе в Федеральный закон №89 «Об отходах производства и потребления», которые положили начало реформированию системы обращения с отходами в Российской Федерации. Появилось такое понятие как региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, на которого возложена ответственность за всю цепочку обращения с твердыми коммунальными отходами.


В соответствии с 89-ФЗ региональные операторы обязаны обеспечить обращение с ТКО во всей вверенной ему территории. То есть, выстроить и привести в единое целое весь процесс обращения с ТКО, начиная от сбора, вывоза мусора и заканчивая его размещением на санкционированных полигонах, переработкой вторичного сырья, ликвидацией несанкционированных свалок, строительством мусоросортировочных линий и мусороперерабатывающих заводов. Это одна из идей реформы отрасли.


С 2017 года в сфере обращения с отходами были введены новые правила и условия оказания услуг:

·                   Услуги по вывозу и сбору твердых и жидких отходов разделили. Они оказываются и оплачиваются в новом порядке.

·                   Термин твердые коммунальные отходы заменил термин твердые бытовые отходы, а сама услуга по вывозу ТКО стала коммунальной.

·                   Полномочия по обращению с отходами передали с муниципального уровня на региональный.

·                   Субъекты РФ должны до 2019 года разработать территориальную схему обращения с отходами, установить нормативы накопления и тариф на коммунальную услугу, выбрать региональных операторов по обращению с ТКО.

·                   Заключение договора о вывозе ТКО стало обязательным как для жильцов многоквартирных домов, так и для собственников индивидуальных жилых домов, а также для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и т.д.


Такое нововведение, как обязанность обеспечивать обращение с ТКО регулируется ст. 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса РФ; ст. 24.6 и 24.7 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; п.4 «Правил обращения с ТКО», утвержденных постановлением Правительства РФ №1156:

Статья 24.7 закона №89-ФЗ: все собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления;

Часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации: собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;

Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016г. №1156: «потребитель» – собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.


Получается, что с момента выбора регионального оператора, как юридические, так и физические лица должны заключать договор только с ним. Таким образом, каждый человек вовлекается в новую систему обращения с ТКО. Сжигать мусор, складировать его или вывозить в ближайший овраг нельзя, и с появлением института региональных операторов – не имеет смысла.


Как только региональный оператор приступает к выполнению своих обязанностей – услуга считается оказанной, и, соответственно, подлежащей оплате, независимо, заключен договор или нет, так как договор публичный. Поэтому теперь задача гражданина собрать мусор и передать его регоператору.


 Задача регионального оператора забрать ТКО и отвезти на лицензированный полигон для дальнейшей обработки, утилизации и размещения. Для чего это сделано? Прежде всего, чтобы исключить попадание мусора на несанкционированные свалки, в лесополосы, овраги и т.д.


Так как регоператор должен обеспечить функционирование системы обращения с отходами, то требования к нему предъявляются соответствующие. ТКО должны доставляться на лицензированные полигоны по размещению отходов, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов и, соответственно, в территориальную схему обращения с отходами. На объектах, не внесенных в ГРОРО (ст. 12, ФЗ 89) размещение отходов запрещено, и они не включаются в территориальную схему. Полигоны должны соответствовать природоохранному законодательству.


Первоначальная задача, стоящая перед региональным оператором – наладить вывоз ТКО во всех населенных пунктах, входящих в его зону деятельности, даже самых отдаленных, и там, где мусоровозов никогда не видели, а жители вывозили мусор самостоятельно на свалки. Для этого в одну зону объединяются городские и сельские территории. Цель – охватить услугой по вывозу ТКО как можно больше граждан, юрлиц, предпринимателей, чтобы меньше образовывались и сокращались нелегальные объекты по размещению отходов.


Затем регоператор должен будет дооснастить систему обращения с ТКО недостающими объектами – мусороперегрузочными и мусоросортировочными мощностями, объектами размещения и обработки ТКО, а также необходимым количеством спецтехники, оборудованием. Кроме того, регоператор должен будет внедрить на своей территории раздельный сбор ТКО, вести разъяснительную работу с населением и т.д.


То есть, регоператор пришел не на готовое доходное место, а вкладывает, инвестирует в отрасль свои средства. Бюджетные средства на строительство и содержание соответствующей инфраструктуры не тратятся.


Понятно, что моментально построить инфраструктуру по переработке мусора практически невозможно, для этого необходимы время и капиталовложения. Для этого и появился институт регоператоров. Теперь только регоператор отвечает за полный цикл работ – от сбора до переработки и размещения ТКО. Поэтому деление на зоны и срок 10-15 лет, на который выбран регоператор – это условие, что он гарантированно будет обеспечен объемами отходов, можно развивать производство, вкладывать свои средства в развитие отрасли.


В результате реформы должно быть достигнуто экологически безопасное размещение неутилизируемых фракций, при этом доля утилизации и обезвреживания должна составить 60-80%. Планируется, что полезные фракции будут извлекаться практически из 100% отходов.


Введение института региональных операторов позволит государству контролировать весь процесс обращения с отходами, а сама система должна стать прозрачной.


Каким образом планируется контролировать обращение с отходами. Прежде всего, разрабатывается и утверждается территориальная схема обращения с отходами. Документ от «а» до «я» расписывает всю схему обращения с отходами в регионе.


Территориальная схема содержит данные о нахождении источников образования отходов и количестве образующихся отходов, о нахождении мест накопления отходов, объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов. Вносятся данные, где находятся объекты размещения отходов, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), схема потоков отходов, данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов. Оценивается объем соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, вносятся сведения о зонах деятельности регионального оператора и другие данные, позволяющие понять, что и как делать с отходами в регионе.


Далее утверждается региональная программа в области обращения с отходами, содержащая конкретные действия по реализации территориальной схемы.


Цены на услугу теперь также регулируются государством. Так как услуга уже стала коммунальной, то тариф для нее устанавливает орган исполнительной власти, уполномоченный в области регулирования тарифов. В Ставропольском крае  –  это Региональная тарифная комиссия Ставропольского края. Тариф устанавливается предельный, регоператору нельзя применять тариф выше установленного. ООО «Эко-Сити» применяет тариф ниже предельного.


Что касается тарифа, то следует пояснить, что раз услуга стала регулируемой государством, то в тариф с этого года добавились 18 процентов НДС и еще до 20 процентов платы за негативное воздействие на окружающую среду. Эти платежи обязательные, и конечно влияют на окончательную стоимость услуги.


Также для формирования цены применяются нормативы накопления ТКО, которые утвердило министерство жилищного хозяйства Ставропольского края. Нормативы накопления разработаны с учетом четырех сезонов, расчеты проводились в 2016-2017 годах ООО «Северокавказским институтом экологического проектирования» г. Краснодар.


На данном этапе, в соответствии с законодательством, физические лица оплачивают услугу по утверждённому тарифу с учётом утверждённых норм потребления, услуга оплачивается по нормативу накопления независимо от того сколько потребитель накапливает отходов.


В 2019 году на всей территории Российской Федерации заработала новая система обращения с отходами. Ставрополье оказалось среди пилотных регионов, где новая система начала реализовываться с 2018 года. Соглашение с первым из региональных операторов в Ставропольском крае – ООО «Эко-Сити» было подписано 2 июня 2017 года, к непосредственному выполнению своих обязанностей регоператор приступил с 1 января 2018 года.


В зону деятельности регионального оператора вошли 11 из 26 муниципальных образований Северной части Ставропольского края: Апанасенковский, Грачевский, Красногвардейский, Труновский, Туркменский, Шпаковский районы края, Новоалександровский, Петровский, Изобильненский, Ипатовский городские округа и город Ставрополь.

Новости

Вниманию абонентов Шпаковского района!

22 июня и 29 июня 2019 года работа абонентского отдела территориально обособленного подразделения Шпаковского района...

19 Июня 2019 12:34

В Светлограде появились оранжевые сетчатые контейнеры для ПЭТ

Светлоград второй населенный пункт, где региональный оператор по обращению с ТКО северной зоны Ставропольского...

17 Июня 2019 09:36

Для получения информации по лицевому счету – воспользуйтесь личным кабинетом

Для удобства жителей северной зоны Ставропольского края региональный оператор по обращению с ТКО ООО «Эко-Сити»...

05 Июня 2019 09:45

Вниманию абонентов Шпаковского района

8 июня и 15 июня 2019 года работа абонентского отдела территориально обособленного подразделения Шпаковского района...

04 Июня 2019 14:57

Все новости